Обращение АРАТ по ситуации с COVID-19

20.04.2020

Уважаемые Туристы! 

Алтайская Региональная Ассоциация Туризма, в столь не простое время для всех любителей путешествий, максимально старается информационно помочь всем Туристам разобраться в ситуации с отмененными рейсами.   

 Для начала давайте разберемся в устоявшихся понятиях на туристском рынке: 

Турист - заказчик туристского продукта или отдельной услуги. 

Турагентство - согласно ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» осуществляет следующие функции: подбирает туристу страну и тип отдыха, помогает определиться с туроператором,  бронирует нужное направление, производит перевод денежных средств туриста туроператору, информирует туриста обо всех изменениях, помогает с оформлением документов для получения визы, готовит пакет документов для вылета. 

Туроператор - является исполнителем по договору и формирует туристский продукт состоящий из следующих услуг: проживание, авиаперелёт  (либо железнодорожный или автобусный переезд), трансфер, медицинская страховка. Кроме того туроператор оплачивает денежные средства поставщикам услуг (авиакомпании, отелю, страховой компании и так далее). 

Таким образом, необходимо сразу понимать, несмотря на то, что Турист заключает договор с Турагентством, Исполнителем по договору является Туроператор, который в обязательном порядке должен быть указан в договоре. 

 

К сожалению, в настоящий момент, в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, вызванных объявленной ВОЗ пандемией коронавируса COVID-19 в мире, а также ограничениями/запретами органов Государственной власти иностранных государств, стран запланированного путешествия туристов, исполнение договорных обязательств на период действия ограничений по забронированным туристским продуктам не представляется возможным. Мировая пандемия COVID-19 носит временный природно-биологический характер, и, следовательно, введенные государственными органами различных стран запреты будут иметь также ограниченный по времени характер. Существенный критерий последствий действия форс-мажорных обстоятельств заключается в том, что договорные обязательства могут быть исполнены в иной срок, когда действие обстоятельств прекратится и будут иметься все условия для их выполнения. Сложность еще и в том, что особенность формирования турпродукта предполагает авансовые платежи поставщикам услуг - авиакомпаниям, гостиницам,трансферным компаниям,страховым компаниям. Все поставщики услуг за границей в данный момент на карантине и с ними нет финансовых взаимоотношений у российских туроператоров. 

В сложившейся ситуации туроператоры предлагают следующие пути решения возникшей проблемы: 

 

 Вариант 1.Перенос тура на более поздние даты (рекомендуем).

У большинства Туроператоров в настоящий момент действуют акции по переносу туров на более позднии даты без доплат. Однако, необходимо внимательно смотреть на возможные даты переноса, в некоторых случаях есть исключения. И конечно на пиковые даты, например, на Новогодние каникулы, без доплат перебронировать не получиться. Если Ваш отпуск не попадает под даты акций Туроператоров, то перенести тур можно по прайсу Туроператора с перезачетом денежных средств в валюте тура по курсу оплаты первоначальной заявки. 

Данный вариант является самым оптимальным решением, так как в этом случае взаимоотношения Турист-Турагентство-Туроператор остаются в рамках действия закона “Об основах туристической деятельности”. В этом случае между Турагентством и Туристом оформляется Дополнительное соглашение об изменении дат тура. 

У туроператора при этом остаются обязательства по оказанию услуг, входящих в турпродукт. 

 

Вариант 2. Депозитный ваучер/сертификат туроператора. 

Данный ваучер гарантирует туристам получение туристских услуг в будущем, после окончания действий обстоятельств непреодолимой силы. Депозитный ваучер возможно использовать путем переноса денежных средств на новую заявку по любому из направлений Туроператора до 31.12.2021 года. В случае если стоимость туристического продукта по новой заявке превышает сумму депозитного ваучера, Турист производит доплату по заявке. Большинство туроператоров анонсировали, что депозитный ваучер можно применить в случае, если хотя бы 1 турист из аннулированной заявки присутствует в новой заявке. Данный ваучер возможно использовать на поездки до 31.12.2021 года.  

В настоящее время прорабатываются поправки к отраслевому закону, которые позволят туроператорам в рамках правового поля использовать данный вариант взаимодействия при ситуациях непреодолимой силы.  

Кроме того денежная сумма уплаченная Туристом фиксируется по курсу на день оплаты. С учетом изменившегося курса данное решение позволяет получить существенную выгоду при росте валюты. 

 

Вариант 3. Аннулирование тура (не рекомендуем). 

Это действие согласно договору с туроператором предполагает удержание фактически понесенных расходов (ФПР), которые в настоящее время могут составлять значительную сумму (статья 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации). После даты окончания тура можно будет подать на минимизацию суммы ФПР, но это не гарантирует уменьшения их размера. Возврат же денежных средств в настоящее время всеми туроператорами приостановлен до окончания обстоятельств непреодолимой силы. 

13 апреля Роспотребнадзор опубликовал на своем официальном сайте документ под названием «Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить? (ответы на типовые вопросы)». На своем сайте Роспотребнадзор рекомендует потребителям добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке в целях достижения консенсуса между сторонами обязательства на основе взаимного учета интересов друг друга. А так же обращает внимание, что при решении вопроса о возврате платы за неоказанные услуги по причине принятия мер ограничительного характера (самоизоляция, приостановление работы предприятий и организаций в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции) целесообразно в каждом случае, во-первых, рассматривать встречное предложение исполнителя услуг, а, во-вторых, по возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке.

Основные ответы на вопросы даны также в статье на сайте АТОР (Ассоциация Туроператоров)  https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51204.html

 

В настоящее время в удаленном режиме Турагентами в России ведется постоянный мониторинг текущей ситуации на рынке, ежедневная работа с туристами по информированию о сложившейся ситуации, перебронированию туров на более поздние даты, депонированию денежных средств туристов. Необходимо понимать, что и Туроператоры и Турагенты, работая в удаленном режиме с огромным количеством заявок, не всегда могут оперативно отвечать на запросы.  

 

Учитывая все обстоятельства, а также рекомендации Ростуризма и Роспотребнадзора, Алтайская Региональная Ассоциация Туризма рекомендует туристам спокойно и рационально рассматривать предложения туроператоров и, по возможности, переносить туры на более поздние сроки.  

 

Алтайская региональная Ассоциация Туризма, 20.04.2020. 



Вернуться к списку акций